Великий канал

В наши дни Великий китайский канал находится в заброшенном и упадочном состоянии. Описываемая нами сеть каналов является самым длинным искусственным водным путём в мире (от Ханчжоу до Пекина она составляет 247 км). Во времена царствования Янди была осуществлена первая масштабная попытка связать бассейн реки Янцзы и север Китая целой сетью судоходны путей. Тогда же планировалось создание водного сообщения между Лояном и плодородной долиной Янцзы. Это обеспечило бы лёгкую и эффективную перевозку войск и зерна в смутные времена.

Канал этот, равно как и все грандиозные постройки в Китае, на принудительных началах сооружали рабочие (общей численностью около 5,5 млн. человек). Многие части канала были построены на основе уже существовавшей сети за счет расширения и углубления имеющихся каналов.

Следующие правящие династии — Тан, Юань, Мин — полноценно использовали возможности Великого канала и извлекли из него массу преимуществ. Например, во времена царствования династии Сунь к системе великого канала была присоединена столица Ханчжоу. Затем при династии Юань, когда возникла необходимость обеспечения новой столицы Пекин, система разрослась и сложилась в Великую систему водных каналов.

Из плодородных южных провинций успешно доставлялись такие товары, как чай, рис, шёлк и многие другие.

Бесперебойное функционирование системы водных путей закончилось в XIX веке, когда серьёзный ущерб судам и каналам нанесло крупное наводнение реки Хуанхэ. Частые нападения на север Китая тайпинов ещё больше подорвало возможность судоходства. Постепенно северные участки организованной системы забросили и прекратили ремонтировать.

В прошлом столетии благодаря расцвету новых технологий были придуманы другие, более совершенные способы транспортировки грузов.